С 28 мая по 8 июня в Международном институте «Фотоники и оптоинформатики» Университета ИТМО проводилась ежегодная международная летняя школа для студентов «Summer Camp in Photonics – 2018». Традиционно в работе школы принимают участие студенты Университета Рочестера (США). В этом году география участников школы расширилась, и к студентам из Америки присоединились студенты из Европы. Конкурсный отбор в «Summer Camp in Photonics – 2018» прошёл аспирант Университета Бордо (Франция). Программа «Summer Camp in Photonics» рассчитана на две недели и состоит из трёх частей: теоретической практической и экскурсионной. Уникальность Summer Camp для иностранных студентов состоит в том, что участники получают возможность не только прослушать лекции ведущих учёных Университета ИТМО по научным темам в области фотоники, но и провести собственные научные эксперименты на самом современном оборудовании лабораторий Международного института «Фотоники и оптоинформатики». И, конечно, особенную привлекательность придаёт летней школе экскурсионная программа по одному из красивейших городов Европы – Санкт-Петербургу.
  В работе школы приняли участие три студента из Университета Рочестера (США): Синьинь Чжу (Xinying Zhu), Сяо Тан (Xiao Tang), Джером Лиу Броне (Jerome Liu Brone) и один студент из Университета Бордо (Франция): Квентин Эрик Кассар (Quentin Eric Cassar).
  Первая часть программы летней школы – это лекционный курс, где предусмотрен обзор самых значимых направлений исследований в области фотоники и последних достижениях ведущих учёных по этим направлениям. В этом году сотрудники Международного института «Фотоники и оптоинформатики» в рамках основных тематик своих лабораторий прочитали слушателям более десяти лекций по актуальным темам, среди которых:
  • Введение в фемтосекундную оптику (Introduction to the femtosecond optics)
  • Введение в терагерцовую оптику (Introduction to the terahertz optics)
  • Введение в квантовую информатику и квантовые вычисления (Introduction in the field of quantum information and quantum calculation)
  • Введение в цифровую голографическую микроскопию (Introduction to Digital holographic microscopy)
  • Введение в оптоинформатику (Introduction to optical information technologies)

  Вторая часть программы летней школы – это практическая работа, где запланированы собственные научные исследования студентов по тематикам выбранных направлений с дальнейшей обработкой результатов и подготовкой отчётов. В соответствии с планом участники школы выбрали для себя направления исследований и под руководством научных сотрудников Международного института «Фотоники и оптоинформатики» провели ряд экспериментов. Количество предлагаемых тем было достаточно большое, и каждый слушатель смог выбрать наиболее интересное направление исследования. Для большинства участников Summer Camp работа в лаборатории над реальными экспериментами, и, что особенно важно, на уникальном оборудовании, оказалась в новинку и стала, в прямом смысле, первым исследовательским опытом.
  В рамках третьей части программы летней школы, студенты знакомились с Санкт-Петербургом, его улицами, площадями и основными достопримечательностями. Гидами для слушателей летней школы уже традиционно были: О.А. Смолянская – руководитель лаборатории «Фемтомедицины» Международного института «Фотоники и оптоинформатики» и Е.М. Буяновская – соруководитель «Summer Camp in Photonics». Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор, музей Оптики, фонтаны Петергофа, в прямом смысле, потрясли наших гостей своей грандиозностью и красотой.
  В последний день работы летней школы состоялась отчетная сессия, где все обучающиеся представили результаты своей работы, а также получили официальные сертификаты о прохождении курсов по оптике от Университета ИТМО, которые позволят им получить три зачетные единицы в своих родных вузах. В заключительном слове студенты выразили искреннюю благодарность за великолепную организацию «Summer Camp in Photonics» и необычайный восторг от города Санкт-Петербурга.


 Корреспондент ITMO.NEWS, Наталья Блинникова, взяла интервью у участников «Summer Camp in Photonics – 2018».
  Синьинь Чжу (Xinying Zhu), студентка первого курса Университета Рочестера:
  «Я выбрала летнюю школу в Университете ИТМО, потому что этот вуз известен своими исследованиями в области оптики точно так же, как мой родной Университет Рочестера. О школе я узнала от своего друга. В Санкт-Петербург я приехала, прежде всего, чтобы получить новые знания. Здесь мы прослушали лекции по самым актуальным научным областям, в которых сегодня проводятся исследования по всему миру. Также нас научили различным методикам экспериментальной работы на современном оборудовании, то есть мы смогли узнать и о последних технологиях, которые используются учеными-оптиками. В своем исследовательском проекте в рамках школы я изучила метод оценки показателя преломления в терагерцовом частотном диапазоне. По сути, я проводила численное моделирование распространения излучения в различных кристаллах. Ранее я не проводила подобных исследований, потому что в своем вузе я только начала изучать главные дисциплины по специальности. Также отличие моего исследования в Университете ИТМО от тех, которые я проводила в Университете Рочестера, в том, что здесь я смогла провести эксперименты с заранее неизвестным результатом. Мне понравилось, что в ходе работы школы все представители Университета ИТМО были очень отзывчивы и отвечали на любые вопросы, которые возникали у меня или у других участников. У нас у каждого был отдельный куратор, что также очень помогало».
  Сяо Тан (Xiao Tang), студент второго курса Университета Рочестера:
«Я выбрал проект, связанный с цифровой голографией. Эта тема во многом связана с биологией, потому что благодаря цифровой голографии можно определить форму микроскопических объектов типа клеток. Правда, мы для исследований использовали очень маленькие «монетки», потому что у нас не было в распоряжении клеток. Мне показали, как проводить эксперименты по определению формы таких объектов, и мы воспроизвели несколько экспериментов, описанных в разных научных статьях. В своем Университете Рочестера я пока получил знания лишь о более классических оптических объектах, таких как линзы. Здесь же были очень интересные лекции о современных сферах оптики, например, о квантовых коммуникациях. Разнообразие тем, которое предлагает школа, очень привлекло меня. Также я выбрал школу именно в Университете ИТМО, потому что здесь участники проводят много лабораторных экспериментов. В моем вузе у студентов первых курсов доступ в лаборатории ограничен. Ну и не так много летних школ по фотонике принимают студентов вторых курсов, обычно возможность есть только у более старших студентов».
  Джером Лиу Броне (Jerome Liu Brone), студент первого курса Университета Рочестера:
Большой плюс этой школы в том, что здесь участники могут проводить лабораторные эксперименты. Так как я лишь на первом курсе, ранее я не сталкивался со сложными комплексными задачами, которые требуют именно научного подхода. Также я никогда не работал с терагерцовым излучением или другими оптическими явлениями, о которых нам рассказывали на лекциях летней школы. В качестве темы для проектного исследования я выбрал квантовые коммуникации, потому что с этим я еще нигде не сталкивался. Эта тема показалась мне очень интересной на лекции, даже несмотря на то, что я не все до конца понимал. Что касается моего пребывания в Санкт-Петербурге, то приехать сюда не составило труда: коммуникация с представителями Университета ИТМО была простой, все получилось организовать легко и быстро – возникли некоторые сложности с визой, но и они благополучно решились.
  Квентин Эрик Кассар (Quentin Eric Cassar), аспирант Университета Бордо:
«Я приехал на летнюю школу, потому что здесь было очень много лекций, связанных с темой моей диссертации. Здесь я узнал много нового в области голографии, биофизики, терагерцовой спектроскопии, терагерцового имаджинга. В качестве проекта я занимался комплексным исследованием взаимодействия терагерцового излучения с биоподобными, фантомными объектами, в том числе проводил численное моделирование и эксперименты».