На кафедре Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО с 14-го по 23-е июня прошли занятия Летней учебной практики в рамках «Summer Camp in Photonics - 2017». В этом году «спецподготовку» к будущим научным свершениям прошли одиннадцать школьников. Все они — ученики 10-х классов ведущих профильных школ Санкт-Петербурга — Физико-математического лицея № 239 и Лицея информационно-коммуникативных технологий № 590. На протяжении двух недель ребята знакомились с последними исследованиями ученых в области квантовой информатики, биомедицины, фемтосекундной оптики, а также с другими перспективными направлениями фотоники. Школьникам даже посчастливилось поработать в группах с учеными кафедры над реальными научными разработками, и начать собственные исследовательские проекты.
Содержание занятий ежегодно обновляется. Здесь не бывает одинаковых лекций из года в год, информация постоянно актуализируется. Например, в этом году ребята впервые познакомились с тем, как проходит оптическая диагностика в биомедицине.
«Биомедицина, инновационные разработки новейшего диагностического оборудования — сейчас это одно из самых перспективных направлений, которое занимает ученых по всему миру. По этому направлению ведутся серьезные научные исследования, под которые выделяются большие гранты. Перспективные проекты в этой области есть и на нашей кафедре, мы активно сотрудничаем с передовыми медицинскими центрами, чтобы наша научная деятельность помогала врачам ставить правильные диагнозы. Обо всех этих перспективах мы рассказали ребятам. Надеемся, что они заинтересовались и в дальнейшем продолжат работу в этой области», — отмечает Наталья Андреева - руководитель Летней практики, заместитель заведующего кафедрой Фотоники и оптоинформатики.
Первая Летняя учебная практика для школьников прошла на кафедре фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО еще в 2003 году. Все началось с клуба любителей физики, организованного несколькими сотрудниками кафедры, в том числе, Натальей Андреевой. В течение года ребята, начиная с 5-го класса, приходили в университет, где получали первое представление об оптике и физических явлениях, а школьники постарше могли побывать в научных лабораториях и поработать на оборудовании, к которому обычно допускают исключительно сотрудников университета. Продолжить практику можно было и в течение года — совместно с учеными кафедры школьники выполняли курсовые исследовательские проекты.
За несколько лет инициативу силами сотрудников - энтузиастов кафедры удалось превратить в регулярный проект, и выстроить системную работу со школами города. Как результат, этот проект даёт возможность ребятам сделать первый шаг в серьезную науку.
«Как мне кажется, самое главное наше достижение по сравнению с 2003 годом и прошлыми годами, когда практика еще только развивалась, — это то, что сейчас ребята могут выполнять у нас не какие-то отработанные лабораторные работы, итог которых известен заранее, а делать часть общей большой научно-исследовательской работы вместе с молодыми учеными, — рассказывает Наталья Андреева. — Бывали случаи, когда они в ходе работы даже участвовали в весомых открытиях».
Обучение проходит в виде лекций и мастер-классов, определенное время отводится на исследовательскую работу. Сами лекции проходят не в строгом академическом формате, а выстраиваются в форме диалога. Пообщаться с преподавателями, многие из которых еще совсем молодые специалисты, можно и в свободное время в неформальной обстановке во время кофе-брейков. По итогам обучения и исследовательской работы, которая ведется в группах вместе с молодыми учеными кафедры, ребята готовят отчеты. В будущем сами проекты и отчёты лягут в основу научных докладов, с которыми школьники смогут принять участие в престижных конференциях, собирающих специалистов по фотонике и оптоинформатике. И самое главное, любой из учащихся может выбрать наиболее понравившееся направление и продолжить работу над проектом в течение года. При этом, сотрудники кафедры всегда готовы оказать заинтересованным школьникам теоретическую и техническую поддержку.