Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет Информационных Технологий, Механики и Оптики
НовостиУниверситет ИТМО
2018-05-25
Вниманию выпускников бакалавриата и магистратуры!!
  Уважаемые выпускники балавриата и магистратуры, желаем вам успешных защит выпускных квалификационных работ!
 После защит ВКР вам предстоит завершающая процедура процесса обучения - получение диплома.
Прочитайте, пожалуйста, внимательно инструкцию по получению диплома.

2018-05-23
Алексей и Андрей Киселевы, первые выпускники факультета Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО, рассказали, как наука воспитывает стратегов.
  Почему физики легко разберутся в финансах и как наука воспитывает стратегов – выпускники факультета Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО об истинной ценности высшего образования.
  Работа по специальности – не всегда работа именно в той области, которой обучался в вузе. Задача университетов сегодня – показать, где еще выпускник может применить свои компетенции. Особенно это актуально для Университета ИТМО, который благодаря вовлечению студентов в научную деятельность готовит специалистов, которые способны применить свои знания практически в любой сфере, уверены выпускники факультета Фотоники и оптоинформатики Алексей и Андрей Киселевы. Они не стали работать по специальности в общепринятом традиционном смысле, но при этом задействовали в профессиональном пути все уникальные навыки, который дал им вуз и, в частности, занятия наукой. О том, как студентам пересмотреть свое отношение к клише «работа по специальности», чтобы расширить возможности трудоустройства, почему физики разбираются в финансах не хуже дипломированных финансистов и в чем важность междисциплинарной работы, Алексей и Андрей рассказали в интервью ITMO.NEWS.


Андрей Киселёв

 Что было для вас главным во время обучения в вузе?
 
  Алексей
: После первых двух лет обучения мы увидели на кафедре объявление об обществе молодых ученых, точно уже не помню, как оно называлось. Нас это заинтересовало, мы подошли к заведующему кафедрой Фотоники и оптоинформатики Сергею Аркадьевичу Козлову (недавно он стал Заслуженным деятелем науки РФ – прим. редакции), и сказали, что хотим заниматься наукой. Хотя тогда мы вообще ничего не знали о том, что такое наука и как она делается. Но Сергей Аркадьевич отнесся к нам очень благосклонно, и мы начали сотрудничать с кафедрой и Государственным оптическим институтом, где мы окунулись в мир науки. Тогда мы поняли, что такое настоящая физика, увидели классических советских ученых. Мы стали работать в научных проектах, общаться с людьми, которые большую часть своей жизни посвятили исследованиям, начали заниматься программированием, математикой, потому что ни одно теоретическое исследование невозможно без математических расчетов и создания компьютерных моделей.
 
 Почему для вас было так важно заниматься еще чем-то, кроме учебы?
 
  Андрей
: Несмотря на то, что университет давал очень высокий уровень знаний и прививал сильные профессиональные компетенции, для нас учеба казалась скучной. Нам было этого мало. Поэтому со второго по шестой курсы учеба была скорее фоном для нашей исследовательской деятельности. И так получилось, что после четвертого курса мы не хотели продолжать обучение на той кафедре, на которую поступали, а предпочли продолжать работать с Сергеем Козловым. Мы знали, что Сергей Аркадьевич планировал создать факультет Фотоники и оптоинформатики, и мы буквально попросились на этот еще не до конца сформированный факультет. То есть мы были, по сути, первыми студентами-старшекурсниками этого факультета.


С.А. Козлов (Международная лаборатория "Фемтосекундной оптики и фемтотехнологий")

  Было ли образование качественным на совсем еще новом факультете?

  Алексей: Два года на этом факультете были самыми важными и плодотворными для нас как студентов. У нас была громадная поддержка со стороны факультета, потому что все его сотрудники всячески продвигают обучение через занятия научной деятельностью, и немало активности было направлено именно на это. Мы могли участвовать в реальных проектах, общаться с признанными учеными мирового уровня, участвовать в конференциях. Мы вступили в Международное общество оптики и фотоники, Оптическое общество Америки, Оптическое общество им. Д.С. Рождественского, много публиковались в журналах, в том числе зарубежных. Часть лекций мы слушали вместе с другими студентами, но по большей части у нас было практически индивидуализированное образование с большим уклоном на самостоятельную деятельность.
  Андрей: Помню, что конкретная программа обучения для старшекурсников была еще в стадии подготовки. Мы совместно пытались сформировать ее. Возможно, тогда и не планировали набирать пятый курс, но мы сами так на него стремились, что весь преподавательский состав поддержал нас, и у нас получилось – мы стали пятикурсниками нового факультета - Фотоники и оптоинформатики. Вдвоем. Мы проводили виртуальные лабораторные для студентов младших курсов по нелинейной оптике, то есть у нас были элементы и преподавательской работы.
 
  Но вы не остались работать в науке после окончания вуза?
 
  Алексей
: После окончания вуза наступил самый тяжелый этап жизни в плане профессии. Мы переехали в Москву, и для меня это было жизненной ошибкой – я сожалею, что не остался в Университете ИТМО. В Москве я стал заниматься бизнесом, который включал в себя также программирование. Я много узнал о том, как делается бизнес, научился обработке больших данных, с нуля создал проект, в котором участвую и сейчас. Потом я устроился в Лабораторию Касперского ведущим разработчиком. Через пять месяцев мне предложили работу в Гамбурге инженером по машинному обучению в OttoGroup – крупной немецкой компании, где я и работаю сейчас.
  Андрей: После окончания вуза очень не хотелось, чтобы образование оказалось непригодно на рынке. Мы начали искать свой путь. Меня тянуло к сфере реализации проектов, что связано с глубоким анализом, управлением финансами. Сначала я руководил маркетинговыми стратегиями для строительных проектов, наращивал стратегическое мышление. Сейчас я – генеральный директор и управляющий партнер инвестиционной компании. Всего у меня завершено более 30 проектов по реализации стратегий предприятий и холдингов. Среди проектов, в которых я участвовал и участвую, – Московский международный медицинский кластер, я являюсь членом рабочей группы по запуску самого крупного медицинского проекта в РФ; Олимпийский комплекс «Лужники»; медицинский кластер на 370 000 посещений в год в ЮФО и другие.
 
 Получается, вы пошли работать не по специальности. А вам помогли навыки, полученные в ходе занятий наукой?
 
  Андрей
: Не могу в полной мере согласиться, что я пошел работать не по специальности. Зависит от того, что подразумевать под этим клише. Ведь все знания, которые я получил в Университете ИТМО, я применяю каждый день, просто не в тех видах деятельности, которым меня обучали. Вы не поверите, но у меня есть разработанная мною бизнес-стратегия, основанная на законе сохранения импульса. Но дело даже не в этом, а в том, что в вузе меня научили работать головой: моделировать и анализировать ситуации, прогнозировать развитие событий, уметь лавировать между разными сценариями. Все это помогло мне стать стратегом. Потому что на факультете перед нами всегда ставили такие задачи, которые до нас еще никто не решал. Нас обучали всегда находить прорывные решения, как было принято говорить, «на краях науки». Я бы даже сказал, что если вы изучали физику у С.А. Козлова, то у вас не будет проблем с пониманием финансов. Поэтому здесь надо спросить: специальность – это род деятельности или то, чему нас научили? Нас научили мыслить в области физики и применения глубокого аналитического аппарата в происходящих процессах.
  Алексей: Во время обучения в Университете ИТМО мы решали задачи, которые до нас еще не решались, которые нельзя найти в учебниках. На факультете требовали результатов, а не простого просиживания на лекциях. Кроме того, среди всех нас была конкуренция, потому что если ты не будешь активно участвовать в научной работе, следить за трендами в своей сфере, то ты неизбежно отстанешь от остальных. Мы тратили время профессоров с мировым именем и не могли себе позволить делать это вслепую или без конкретной цели. Все это очень сильно мотивировало. Мы были ориентированы именно на разные проекты, на результат. Я прошел путь коммерциализации своих знаний и в итоге все равно вернулся к деятельности, которая связана с моей специальностью. Но без навыков, полученных в вузе, я бы не достиг того, что имею. Потому что нас научили не бояться ни одной задачи, браться за то, что другие не могут сделать. Нам показали, что не существует барьеров – это все иллюзии.
 
 Я сейчас поняла, что и у меня было это клише: ты должен работать по специальности, а если ты не работаешь, то ты неудачник. Очень сложно осознать, что есть и другие пути, когда ты выходишь из вуза и пытаешься найти применение своим навыкам.
 
  Андрей
: В этом-то и проблема: есть это клише, показатели эффективности вузов, которые выражаются в трудоустройстве выпускников по специальности, но ведь существует множество сфер, где еще могут быть востребованы знания этих выпускников. Всем институтам не хватает некоторой взаимосвязи между наукой и тем, где можно коммерциализировать знания, полученные от занятий наукой. Именно поэтому у меня есть предложение создать в Университете ИТМО некоторое сообщество выпускников, представителей различных компаний, участники которого смогут рассказать студентам, где они смогут применять свои навыки, чтобы быть успешными.
  Алексей: Ситуация в том, что студенты не видят реального применения своим знаниям, полученным в ходе занятий наукой. А ведь это – колоссальный опыт, благодаря которому мы с братом, например, получили качественные и востребованные знания. Но мы, как и многие выпускники, не понимали, что с ними делать. Поэтому важно приглашать выпускников, чтобы они могли рассказать, как и где работают, показать альтернативы студентам.
 Ведь это большая трагедия для России и для Университета ИТМО, в частности, что, выпуская специалистов самого высокого уровня, мы не можем конкурировать с привлекательностью остального мира в плане предложений работы и, к сожалению, потеряли и только восстанавливаем сильные научные школы. И непонятно, как решать эту проблему. Университет ИТМО не может решить ее в одиночку, хотя я вижу по новостям, что в вузе работают люди, которые предпринимают все усилия, чтобы удержать молодых специалистов в университете. Более того, я считаю, что только в Университете ИТМО можно было бы создать реальный аналог Кремниевой долины: я восхищаюсь успехами Геннадия Короткевича, тренера Андрея Станкевича и его программистов. Такие таланты могут найти работу в любой компании мира. В России пока немного компаний, которые могут предложить работу таким качественным специалистам, как выпускники Университета ИТМО. Кроме того, фотоники как коммерческой отрасли практически не существует в России. И куда идти? Поэтому важно рассказывать, где выпускники еще могут коммерциализировать свои знания.
 
 Какие конкретные методики решения этого вопроса вы можете предложить вузам?
 
  Андрей:
В этом процессе важны два звена: сами студенты, а также администрация. Цель администрации – повысить привлекательность вуза с помощью успешных студентов, выпускников в том числе. Но студентам в массе своей неизвестно, как говорить что-либо о деньгах, о том, что их знания должны быть коммерчески пригодны и оценены. Это вообще какая-то темная область: все знают, что бывают НИОКРы, но ведь есть и коммерческая часть любого проекта – продукт. И студенты должны учиться видеть эту коммерческую часть. Для этого, вероятно, стоит проводить какие-либо мастер-классы, например, если говорить о той же генерации лазерного пучка, то необходимо рассказывать, какой продукт может из этого получиться. Администрация должна создать условия обучения, в которых студент будет понимать ценность своих навыков, даже если ему не удастся применить их по прямой специальности.
  Алексей: В этом плане также не хватало общения не только с успешными выпускниками и представителям компаний, но и студентов между собой. То есть студенты должны сформировать некоторое сообщество, в котором смогут делиться идеями, инновациями. Ведь, например, Facebook изначально создавался как соцсеть для Гарварда. И для Университета ИТМО, я думаю, даже не нужно особо создавать что-то новое: в вузе уже есть платформы, где можно генерировать такое общение, тот же интранет-портал.
 
 На самом деле, у нас в вузе уже есть подобные взаимосвязи между студентами разных направлений, развиваются межотраслевые исследования: например, ты можешь быть программистом, но анализировать базы данных по молекулярным исследованиям.
 
  Андрей:
И это очень важно. Вуз должен выстраивать эти межотраслевые взаимодействия. Поскольку, когда мы выпускались, нам было тяжело перестроиться на мышление в другой области. Поэтому, возможно, имеет смысл устраивать какие-либо профориентационные мероприятия, на которых студенты могли бы знакомиться с работой и обучением студентов других факультетов. Это позволит им более уверенно применять свои знания в разных сферах, то есть они получат навыки бизнес-эрудиции, понимание, что их знания в области фотоники могут быть пригодны не только в лазерах и микроскопах. Тем более сегодня каждая сфера деятельности меняется очень быстро, и специалисты должны быть готовы быстро перестраиваться. Ведь те студенты, которым сегодня по 20 лет, к 30-35 годам станут лидерами мнений, и мне бы хотелось, чтобы эти лидеры были подкованы в любых вопросах, могли глубоко анализировать ситуацию и принимать оптимальные решения на основе всесторонней экспертизы.
  Алексей: Занятия наукой – это потрясающий опыт, который, как мы уже говорили, колоссально нам помог. Но далеко не все остаются в науке. Поэтому важно помнить, что, когда студент встретиться с реальным миром, ему будет тяжело. Необходимо помочь ему подготовиться к этой встрече.

 Статья
Наталья Блинникова
Редакция новостного портала



 
2018-05-16
Международная летняя школа для студентов по фотонике и оптоинформатике «Summer Camp – 2018» 28.05.2018 - 31.05.2018
  Международный институт «Фотоники и оптоинформатики» Университета ИТМО проводит четвёртую Международную летнюю школу по фотонике и оптоинформатике «Summer Camp – 2018». Работа школы будет проходить с 28 по 31 мая в Санкт-Петербурге. Школа посвящена актуальным фундаментальным и прикладным проблемам фотоники.
  Мы приглашаем принять участие всех студентов, аспирантов и молодых учёных, кому интересны:
  • квантовая криптография,
  • квантовые телекоммуникации,
  • фемтосекундная и ТГц оптика,
  • биофотоника,
  • цифровая голография.
 
  Программа мероприятия



  Все мероприятия в рамках школы проводятся на английском языке. Научная программа мероприятия включает доклады и мастер-классы ведущих ученых, специалистов в области фотоники. Участники школы смогут принять участие в обсуждении современных научных проблем, а также представить результаты своих исследований.
  Формат мероприятия включает в себя:
  • реальную исследовательскую работу по различным темам, от экспертов высшего уровня. Как результат вы сможете приобрести уникальный опыт исследований в различных областях фотоники, который будет способствовать дальнейшему освоению теоретических исследований в данной области;
  • обзорные лекции руководителей лабораторий по тематикам школы, описывающие последние результаты и достижения в различных областях фотоники;
  • презентации участников летней школы по результатам исследований.
  
  Желающие принять участие могут оправить заявку координаторам школы:
  Буяновская Елизавета Михайловна - lee.buyanovskaya@gmail.com
  Мельник Максим Владимирович - maxim.melnick@gmail.com
 
  Контакты

  тел.: +7 911 960-02-71 e-mail: maxim.melnick@gmail.com
 
2018-05-15
Система квантовой коммуникации, разработанная в лаборатории «Квантовой информатики» Университета ИТМО, доказала свою устойчивость к коллективным атакам.
 
  Ученые лаборатории «Квантовой информатики» кафедры Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО проверили устойчивость разработанной ими системы квантовой коммуникации к воздействию коллективных атак. Для этого они построили квантовые модели элементов системы и оценили скорость генерации ключа шифрования данных. В этой системе ключ генерируется при помощи вынесения излучения квантового канала связи на боковые частоты. Полученные данные помогут в разработке защищенных многопользовательских сетей. Результаты опубликованы в Optics Express.
  Статья: Security of subcarrier wave quantum key distribution against the collective beam-splitting attack. G. P. Miroshnichenko, A. V. Kozubov, A. A. Gaidash, A. V. Gleim, and D. B. Horoshko. Optics Express. April 17, 2018.
  Квантовая криптография – перспективный метод шифрования данных. Он позволяет надежно защитить банковские счета и личную переписку на основе физических, а не вычислительных принципов защиты информации. В качестве переносчика информации в идеальных квантовых системах используют одиночные фотоны. Их нельзя разделить, потому что это минимальная «порция» энергии, нельзя скопировать из-за квантового принципа неопределенности и нельзя измерить, не изменив. Эти свойства можно использовать для формирования надежных ключей шифрования информации.
  «На каждой банковской карте написано, до какого времени она действительна. Этот срок обусловлен тем, что до этого времени вашу карту гарантированно не взломают. Но после указанной даты никто никаких гарантий не дает. Когда появятся квантовые компьютеры, такая защита и вовсе перестанет работать. Поэтому нужен принципиально иной способ защиты информации, например, квантовая криптография, ‒ говорит Андрей Гайдаш, сотрудник лаборатории «Квантовой информатики» Университета ИТМО. – Однако далеко не все практические системы квантового распределения ключа используют в качестве переносчиков информации одиночные фотоны. Чаще всего переносчиком служит ослабленное лазерное излучение, что приводит к ряду дополнительных задач».
  Вместе с коллегами Андрей занимается разработкой системы квантовой коммуникации на боковых частотах. Распределение квантового ключа в такой системе происходит между двумя пользователями: отправителем и получателем. При этом, если третья сторона или злоумышленник пытается взломать систему, то это действие присутствие моментально обнаруживается.
Недавно ученые лаборатории «Квантовой информатики» опубликовали результаты исследования надежности этой системы. Они построили квантовые модели ключевых элементов установки и показали, что разработанная ими система защищена от самых опасных коллективных атак.
  Устойчивость системы исследователи оценивали по скорости генерации секретного ключа с учетом присутствия в канале злоумышленника. Чем выше эта скорость, тем быстрее можно шифровать информацию. Но если расстояние между отправителем и получателем велико, то вероятность того, что одиночные фотоны дойдут до получателя, уменьшается, а скорость генерации ключа снижается. Поэтому система может считаться надежной, только если скорость генерации ключа в ней не падает до нуля на больших расстояниях.
  «Мы рассматривали атаку, при которой злоумышленник получает доступ ко всем возможным данным, как в квантовом, так и в классическом каналах. Нам удалось показать, что даже в таком случае мы все равно сможем сформировать секретный ключ и зашифровать информацию, ‒ рассказывает другой сотрудник лаборатории «Квантовой информатики» Антон Козубов. ‒ После теоретических расчетов, мы проверили полученные результаты экспериментально. Мы запускали нашу систему, генерировали квантовые ключи и оценивали их параметры. После статистической обработки данных мы убедились, что эксперимент подтвердил теорию и наша система действительно устойчива».
  В дальнейшей работе ученые намерены усовершенствовать квантовые модели таких элементов системы, как квантовый канал и детектор одиночных фотонов. По их словам, несмотря на то, что использованные модели хорошо согласуются с экспериментами, они имеют ряд теоретических допущений, над отказом от которых еще предстоит провести работу. Это необходимо для того, чтобы разрабатывать надежно защищенные коммуникационные сети для множества пользователей.
2018-05-07
Поздравляем Дмитрия Владимирцева, победителя Школьной секции VII Конгресса молодых ученых!
 
  Программным комитетом VII Конгресса молодых ученых за доклад во «взрослой» секции Дмитрий Владимирцев, ученик 10-го класса Лицея № 239 был отмечен благодарностью, а в школьной секции признан победителем. Поздравляем Дмитрия Владимирцева и его научного руководителя д.ф.-м.н., доцента кафедры Фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО Павлова Александра Владимировича!



 
С 17-го по 20-е апреля в Университете ИТМО проходил VII Конгресс молодых ученых.
Конгресс проводится ежегодно в целях реализации программы Национального исследовательского университета, программы повышения конкурентоспособности Университета ИТМО среди ведущих мировых научно-образовательных центров, а также с целью стимулирования научно-технической деятельности молодых ученых, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения научного уровня магистерских диссертаций и апробации выпускных квалификационных работ бакалавров за 2017/2018 учебный год.
  В рамках VII Конгресса проходили заседания секций XV Межвузовской конференции молодых ученых, сессий научных школ, а также школьной секции с участием молодых ученых, специалистов и школьников России, зарубежных стран и стран ближнего зарубежья.
  Дмитрий Владимирцев, с докладом «Моделирование формирования понятийного мышления методом наложенных голограмм Фурье: зависимость эффективности формирования гипотез понятий от информационных характеристик обрабатываемых образов» принял участие сразу в двух секциях VII Конгресса молодых ученых:
  • IX сессии научной школы «Технологии программирования, искусственный интеллект, биоинформатика»;
  • Школьной секции, направление «Фотоника».
  Всего на Конгрессе в рамках школьной секции представили свои доклады 116 школьников.
  Дмитрий представил исследование, над которым он работал последнее время в рамках проекта «Исследовательские мастерские». Данный проект создан благодаря инициативе руководства Лицея № 590 при поддержке Университета ИТМО. Замысел проекта связан с развитием линии «школа-вуз-социум» на примере взаимодействия Лицея № 590 и Университета ИТМО по проведению школьниками научных исследований междисциплинарного характера при ресурсной поддержке вуза:
  • материально-технической (лаборатории Международного института «Фотоники и оптоинформатики»;
  • педагогической (преподаватели кафедры Фотоники и оптоинформатики: д.ф.-м.н А.В. Павлов,
     к.ф.-м.н. С.А. Чивилихин, к.ф.-м.н. О.А. Смолянская).
  Идейным вдохновителем и руководителем проекта «Исследовательские мастерские» в Лицее № 590 является к.п.н. Людмила Владимировна Арьяева. Со стороны Университета ИТМО активную поддержку проекту оказали д.э.н. Елена Леонардовна Богданова, директор «Института международного бизнеса и права», и д.ф.-м.н. Сергей Аркадьевич Козлов, декан факультета «Фотоники и оптоинформатики». Огромная ценность проекта в том, что он даёт возможность заинтересованным школьникам найти и проявить себя в мире науки, занимаясь ею в современных лабораториях под руководством опытных учёных и педагогов. И, конечно, очень важно то, что он объединяет талантливых школьников не только Лицея № 590, но и других профильных школ Санкт-Петербурга.
  Дмитрий Владимирцев рассказал о своём исследовании.
  Я представил свои исследования в области голографической парадигмы искусственного интеллекта (ИИ). Данная парадигма основывается на том, чтобы попытаться на некотором уровне аналогий воспроизвести процессы, которые происходят в мозгу, с помощью голографических методов и средств. Интерес к голографической парадигме обусловлен тем, что не всегда получается заставить компьютер работать так, как это делает мозг человека (компьютерная парадигма), как этого хотелось бы. Несмотря на то, что сейчас проводится много исследований на эту тему, остается очень много творческих задач, с которыми ИИ, построенный в рамках компьютерной парадигмы, справиться не может. Чтобы восполнить этот недостаток, в системах ИИ, разрабатываются неклассические парадигмы, которые перекликаются с физикой, биологией, химией. Одна из таких парадигм – голографическая.
  В голографической парадигме ИИ мы исследовали голограммы Фурье. Мы записываем голограмму двух образов, то есть голограмму пары связанных образов. Мы можем получать одну, две, три и больше пар. На экране мы получим в итоге индуцированный образ, в котором серым цветом будет все то, что отличается у разных пар, а общее будет выделено. То есть некий общий образ, а если переносить на язык ИИ, то это уже более общее, чем образ - понятие, сформированное на основе нескольких образов. Здесь идет сравнение не самой голографии и функций мозга, а математики, которая используются в расчетах для голографии, и функций мозга. То есть мы говорим о фундаментальных механизмах работы мозга и голографии, в которой математические принципы позволяют получать тот самый индуцированный образ. Здесь используются обработка образов на алгебре фурье-дуальных операций.
  Исследование, которое я представил на VII Конгресс молодых ученых, является продолжением исследования моего научного руководителя, Александра Владимировича Павлова, доцента кафедры Фотоники и оптоинформатики. В своей работе я разбирался с факторами, которые могут повлиять на эффективность формирования понятия из набора образов, проверял теоретическую формулу оценки эффективности формирования понятия. Конечно, формула не совершенна, она может работать с приближением, поэтому нужно, чтобы было больше примеров для ее отточки. В дальнейшем мне хотелось бы усовершенствовать формулу».
  Мы уверены, что проект «Исследовательские мастерские» будет динамично развиваться, и студенческое сообщество Университета ИТМО будет ежегодно пополняться уже проявившими себя молодыми учёными.
 
Предыдущая    1    2    3    4    5    6    7    Следующая
Design by Anton Alfimov         Powered by MagicTeam